Рубрики
В мире Рабочее движение Ужасы капитализма

Социалка господина Токачева

Организация Трудящихся Казахстана

11 января Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил в Мажилисе с речью “УРОКИ «ТРАГИЧЕСКОГО ЯНВАРЯ»: ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВА – ГАРАНТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ”. В выступлении были подняты вопросы экономики, национальной безопасности и, конечно же, социальной помощи населению. Какие меры социальной поддержки предложил господин президент и насколько они актуальны в нынешней обстановке?

Прежде всего, стоит отметить что наконец-то из высоких кабинетов начали говорить об очевидном. Президентом был поднят вопрос об олигархической природе экономики Казахстана, работающей на узкую прослойку привилегированной элиты.

“Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает. Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете. Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы.”

Секрет Полишинеля был раскрыт – большинству казахстанцев экономический рост страны не приносил существенного улучшения качества жизни. Появление такой риторики – логический результат борьбы людей за свои социальные права, породившей кризис верхов. Протесты, развернувшиеся по всему Казахстану, вкупе с предполагаемой борьбой внутри правящих кругов вынудили Токаева наконец-то обратить внимание на истинные проблемы страны.

Но какие реальные меры предложил Глава Государства? И, читая его выступление между строк, о каких мерах он умолчал?

Напомним, что ранее, 5 января, Токаев проводил совещание о социально-экономической ситуации в стране. В результате было выдвинуто несколько поручений:

1. Ввести государственное регулирование цен помимо сжиженного газа на бензин и дизель сроком на 180 дней;
2. Ввести государственное ценовое регулирование по социально значимым продовольственным товарам. Решение будет приниматься акимами регионов, исходя из социально-экономической ситуации в конкретном регионе;
3. Приступить к разработке закона «О банкротстве физических лиц»;
4. Рассмотреть необходимость введения моратория на повышение коммунальных тарифов для населения сроком на 180 дней;
5. Рассмотреть вопрос субсидирования арендной платы по вторичному жилью для социально уязвимых слоев населения;
6. Создать общественный фонд «Народу Казахстана», финансируемый за счет частных и государственных источников, для решения проблем здравоохранения и детей.

Некоторые из этих поручений не были озвучены в выступлении 11 января. Это касается и законопроекта о банкротстве физических лиц, и моратория на повышение коммунальных тарифов. Все это было обещано рассмотреть еще 5 января, но никаких отчетов о, хотя бы, начатой работе сделано не было. Видимо кому-то очень хочется чтобы об этих обещаниях поскорее забыли.

Что касается фонда “Қазақстан халқына”, то и здесь нас ждет разочарование. Исходя из его описания, это фактически благотворительный фонд, который будет использоваться на тушение народного гнева, вызванного отдельными проблемами и инфоповодами. Неубедительно звучат следующие слова Главы Государства о поддержке фонда крупным бизнесом: “Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса.” Что значит “ожидаем”? Будут ли введены конкретные, нормированные государством обязанности крупного бизнеса по отчислениям в фонд? Или фонд будет полагаться на добропорядочность и альтруизм спонсоров? На этот вопрос президент дает “гибридный” ответ: “Поэтому Правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в Фонд.” Особо хороших ожиданий от такого подхода быть не может, но дождемся итогов этих “согласований”. Касательно деятельности фонда, в обращении говорится следующее:

“Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки. Например, помощью детям с редкими заболеваниями. Ведь для большинства семей расходы на лечение попросту неподъемны. Будем строить спортивные объекты для детей в городах, районах, поселках, селах. Окажем содействие способным детям. Поддержим культуру. Поможем Алматы оправиться от страшной трагедии. Из средств этого Фонда мы поддержим семьи погибших полицейских и военнослужащих. И это лишь отдельные примеры.”

Как можно заметить, все указанные примеры являются несистемными, точечными актами помощи, которые удобно заснять на камеру и отчитаться о “поддержке населения”. Понятно, что подобные меры – капля в море, неспособная решить насущные проблемы для всего населения нашей страны. Сам факт того, что строительством спортивных объектов, необходимых для духовного и физического развития детей, должен заниматься какой-то благотворительный фонд, а не надлежащие органы государства, поражает своим лицемерием.

Итак, несмотря на наконец-то озвученный верный диагноз олигархизации нашей экономики, предложенные меры социальной поддержки являются точечными и негарантированными. Подобными методами невозможно решить остро стоящие вопросы кредитного и ипотечного рабства, сокращения больничных коек и школьных парт и, конечно же, безвыходной нищеты части населения. Эти и многие другие социальные проблемы должны решаться в плановом, системном порядке, для обеспечения основных нужд каждой семьи, каждого населенного пункта страны.

Как мы видим, народный протест и вызванный им политический кризис серьезно обеспокоили власть страны. Озвученные президентом меры, скорее всего, успокоят народ в краткосрочном плане. Но как уже отмечалось, к реальным результатам по улучшению качества жизни населения такие действия не приведут. Положение людей может еще больше усугубиться на фоне экономического кризиса во всем мире. Токаев уже подстелил соломку и пообещал политические реформы к сентябрю этого года, когда наиболее активные граждане уже начнут понимать что их обманули. Но устроят ли политические реформы доведенное до нищеты население? Если нет, то во что выльется недовольство общества? Поддержат ли его испуганные алматинскими событиями жители крупных городов? Возникнет ли на основе народного сопротивления полноценная организация, выражающая интересы рабочего класса и способная направлять его усилия на наиболее эффективные способы борьбы? Такого рода вопросы стоят в этом году перед нашим малочисленным коллективом и перед всей страной.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *