Т. Краснова
Под социальным государством понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, соучастия в управлении производством.
Впервые понятие «социального государства» было введено в начале XIX века английским философом И. Бентамом, понимавшим под ним государство, которое заботится о благе народа. К. Маркс и Ф. Энгельс редко употребляли понятие социального государства, но, часто подчёркивали, что государство будущего должно ставить цель – «развитие каждого есть условие развития всех», т.е. государства, способного обеспечить всестороннее развитие личности.
Некоторые идеи социального государства попытался воплотить в жизнь канцлер Германии О. Бисмарк, издавший в 80-е годы XIX века ряд законов о социальном страховании, но считать Германию конца XIX века социальным государством было бы преждевременно. В современном понимании признаки социального государства были сформулированы только в 1961 году в Европейской социальной хартии, которая была дополнена и обновлена в 1996 году. Этот документ опирался уже на реальный практический опыт СССР и ряда европейских государств. Можно выделить следующие основные признаки социального государства:
1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни, т.е. уровень жизни гражданина не может быть ниже прожиточного минимума.
2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому человеку работы (уровень безработицы в нём не может превышать 1,5 %).
3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство, т.е. осуществляет перераспределение доходов от богатых к бедным. Соотношение 10% богатых к 10% бедных не должно превышать пропорцию 1:7.
4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.
5. Наличие эффективной системы социальной защиты населения.
6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.
Все эти признаки социального государства ярко проявились в СССР уже к середине 30-х годов XX века, когда страна Советов реально воплотила их в жизнь, что подтверждается реальными фактами:
1. Гарантия права на труд и отсутствие безработицы. Вступивший в действие в 1922 году Кодекс законов РСФСР о труде от методов принуждения регулирования трудовых отношений в период «военного коммунизма» переходит к методам свободного найма с заключением добровольного трудового договора. Кодекс гарантировал трудящимся 8-часовой рабочий день и отдых в размере 42 часов в неделю, а также двухнедельный оплачиваемый отпуск. Запрещалось использовать труд подростков в возрасте до 16 лет. Женщинам предоставлялись декретные отпуска (шесть недель до и шесть недель после родов – для работниц умственного труда, восемь недель – для работниц физического труда). В 1930 году закрылась последняя биржа труда, а СССР стал первой страной в мире, покончившей с безработицей.
2. На предприятиях был введён рабочий контроль и рабочее самоуправление. Движение за рабочий контроль возникло после Февральской революции на крупных предприятиях Петрограда, Москвы, Урала, Донбасса и других промышленных центров, на казённых железных дорогах. В.И. Ленин рассматривал рабочий контроль как одну из основных переходных мер к социализму которая, не ликвидируя сразу капиталистических отношений, обеспечивает ограничение господства капитала. Рабочий контроль осуществлялся явочным порядком. Основной формой рабочего контроля был контроль над производственно-технической, а нередко коммерческо-финансовой деятельностью предприятий, наймом и увольнением рабочих и служащих.
После Октябрьской революции задачи рабочего контроля при диктатуре пролетариата Ленин определил в конце октября 1917 года в «Проекте положения о Рабочем контроле», который лёг в основу декрета «Положение о рабочем контроле», принятого ВЦИК 14 (27) ноября 1917 года. Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, их хранением, а также финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через фабзавкомы, советы старост и т.п., причем в них должны были входить представители от служащих и ИТР Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию, виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля. Участвуя в работе рабочего контроля, трудящиеся приобщались к управлению производством. Рабочий контроль служил школой хозяйствования для рабочих масс, он выдвинул из их среды талантливых руководителей производства, подготовил условия для социалистического обобществления промышленности.
Позднее функция рабочего контроля была передана профсоюзам как самым массовым общественным организациям. Профсоюзы контролировали условия труда, зарплаты, строительство и распределение жилья, качество общественного питания и др. Без согласия профсоюзов администрация предприятия не могла уволить работника.
3. Ликвидация социального неравенства между богатыми и бедными, которое существовало в царской России. Ежегодно росли зарплаты рабочих и служащих. К концу 30-х годов соотношение средней зарплаты управляющих к средней зарплате рабочих выражалось пропорцией 5:1. При этом следует иметь в виду, что помимо базовой зарплаты существовали многочисленные доплаты.
4. Уже в первые месяцы после Октября стала создаваться государственная система социального обеспечения (пособия по беременности и родам; оплачиваемые больничные листы по временной нетрудоспособности; пособия инвалидам и т.д.). В 1928-1932 гг. разрабатывается законодательство о пенсионном обеспечении по старости. Постановление Совнаркома от 15 апреля 1929 года гласило: «Право на пенсию имеют: а) мужчины, достигшие ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 25 лет; б) женщины, достигшие ко дню оставления работы по найму 55-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет. Лица, занятые на подземных работах в горной промышленности, имеют право на пенсию, если они ко дню оставления работы по найму достигли 50-летнего возраста и проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет». Размер пенсии равнялся половине прежнего заработка.
5. 11 июля 1918 года, буквально через несколько месяцев после Великого Октября, был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом был назначен Н.А. Семашко. Он заложил основы советской системы здравоохранения:
• равная доступность здравоохранения для всех граждан, которая обеспечивалась бесплатностью здравоохранения.
• единые принципы организации и централизации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – участковая поликлиника – районная больница -областная больница – специализированные институты. При этом сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.
• первоочередное внимание детству и материнству. Для поддержки материнства и младенчества тоже была организована вертикальная система: от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов до специализированных институтов. Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии. Была создана сеть специализированных детских поликлиник, что способствовало резкому снижению детской смертности. В итоге численность населения страны за первые 20 лет увеличилась вдвое.
• единство профилактики и лечения;
• ликвидация социальных основ болезней;
• привлечение общественности к делу здравоохранения.
6. Советская страна уделяла огромное внимание развитию системы образования и культуры, которые стали составной частью культурной революции. В 1930 году были приняты постановление ЦК ВКП(б) и постановление ВЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» для детей в возрасте 8-10 лет, а в городах, фабричнозаводских районах и рабочих посёлках – всеобщее обязательное
7-летнее обучение. Только в течение 1933-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ. По числу учащихся и студентов СССР к концу 30-х годов вышел на 1 место в мире. Тираж книг в 1937 году составил 700 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов СССР. Страна превратилась в самую читающую в мире. Впервые в мире в СССР была создана и государственная система дошкольного воспитания, стали открываться детские сады и ясли.
7. Советские граждане получили бесплатное жильё, а расходы на квартирную плату и коммунальные услуги в СССР никогда не превышали 4% от общего семейного бюджета. В итоге к концу 30-х годов СССР уже полностью сложилось как социальное государство, став им первым в мире.
Социальные преобразования, осуществлённые в СССР, оказались настолько привлекательными для трудящихся стран Запада, что они требовали от своих властей – сделать, как в России! Под давлением профсоюзов и массовых выступлений рабочего класса власти Запада были вынуждены осуществлять социальные реформы и укреплять социальное законодательство. Но большинство западных государств смогло выйти на рубежи показателей социальных государств только в 70-х годах XX века.
Советская модель социального государства коренным образом отличалась от моделей других стран (католической, англосаксонской, шведской и др.), т.к. она базировалась на социалистических экономических и политических основах. Это – общественная собственность на средства производства, плановое ведение хозяйства, обязательность труда, диктатура пролетариата в форме Советов, бесплатность социальных услуг, а его главным девизом был «Всё для человека – всё на благо человека!».
К сожалению, в результате контрреволюционного переворота, отказа от социалистической модели развития, перехода к капитализму и рыночным отношениям в начале 90-х годов достижения в социальной сфере, достигнутые в советское время, были утрачены. И хотя ст.7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, но это не более чем фикция, не соответствующая действительности.