В. Калашникова, Председатель Совета Народных Депутатов Народного Собрания Кировской области, член ЦК РКРП(б)-КПСС
Советы не были выдумкой большевиков, а явились результатом революционного творчества трудящихся масс в период Первой русской революции 1905-1907 гг. В.И. Ленин увидел в Советах будущую форму диктатуры пролетариата как государственной власти рабочих и крестьян, исключающей власть эксплуататоров. В работе «Государство и революция», написанной накануне Октября, Ленин показал главное преимущество Советской власти, как власти трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством. В работе «Что такое Советская власть?» В. И. Ленин подчёркивал: «Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся, и потому — верный, и потому — непобедимый».
В результате победы Октябрьской социалистической революции, провозгласившей Советскую власть, Советы утвердились как органы народной власти, став массовыми организациями, создававшимися снизу доверху путём выборов. Все Советские Конституции – 1918, 1924, 1936 и 1977 года закрепляли роль Советов как представительно-законодательных, распорядительных и контрольных органов, которые выполняли свои полномочия непосредственно или через создаваемые ими государственные органы. Все административные и судебные органы в государстве и стране были подотчётны соответствующим советам. Советы составляли единую систему представительных органов власти, принципиальная разница между советами низшего и высшего уровней отсутствовала. Советы были связаны наказами избирателей, а депутаты не только регулярно отчитывались перед народом, но могли быть отозваны избирателями в любое время.
В советское время депутаты работали бесплатно, практически без отрыва от производства, а потому были тесно связаны с массами, знали непонаслышке о проблемах людей как на производстве, так и в быту. Только, когда они выезжали в Москву на сессии Верховного Совета СССР (дважды в год), им оплачивались командировки и проезд. В остальное время они жили на свою собственную заработанную ими зарплату.
Руководящая роль в работе Советов принадлежала Коммунистической партии. Направляющая роль Коммунистической партии осуществлялась не сверху путём приказов или силы, а прежде всего, через коммунистов, работающих в советах. Партийное руководство было не административным, а идейно-политическим, т.е. осуществлялось путем советов, рекомендаций, воспитания, поскольку партия была вооружена научной теорией марксизма-ленинизма и могла глубже анализировать сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране и мире, прогнозировать и предвидеть будущее. Внутри Советов из числа коммунистов создавались партийные группы, главная задача которых состояла в том, чтобы обеспечить организацию и руководство деятельностью Советов, не допустить проникновения оппортунизма, ревизионизма и анархо-синдикализма во властные структуры и тем самым предотвратить перерождение Советской власти.
Сегодня, когда людям труда приходится выживать в условиях жандармско-полицейского режима, а гарантии прав и свобод превращены в пустышку, когда идёт разграбление природных ресурсов страны, а населённые пункты превращаются в систему утилизации людей, народ встаёт перед выбором: либо превращаться в животных, либо брать на себя бремя решения проблем своего существования. Вот так и выдвигается на первый план идея возрождения Советов, которые призваны стать органами защиты и выживания простых людей. Конечно, сегодняшние советы не являются диктатурой пролетариата, но они облегчают подготовку условий для осознания массами своей роли в борьбе за социализм, т.е. выступают как школа Советской власти. Таким образом, СОВЕТИЗАЦИЯ – это реальный путь спасения СТРАНЫ и её развития. Для этого:
1. Советы должны создаваться снизу на поселковых сходах или городских митингах путём выборов, а митинг должен иметь статус собрания. Решение о создании Совета и избрании его членов обязательно оформляется протоколом. При этом важно, чтобы в Советах оказались не болтуны или ставленники буржуазии, а наиболее грамотные и ответственные в хозяйственных делах люди, обладающие организаторскими способностями. Советы – это, прежде всего, школа хозяйствования. Это и контроль за ЖКХ, и организация снабжения населения продуктами первой необходимости, и борьба с коррупцией, и наведение элементарного правопорядка и др.
2. Должна быть тесная связь с массами, отчётность и сменяемость. Работая в гуще народа и пользуясь его поддержкой, советы на местах способны привлекать для решения насущных проблем наиболее грамотных и авторитетных людей. При этом в Совете вполне могут работать представители любых слоёв трудящихся и представляющих их партий, кроме буржуазных. Советы обязаны отчитываться перед народом не реже 1 раза в квартал. Во время отчётов могут быть переизбраны те, кто не оправдал народного доверия.
3. Ведущая и организующая роль в Советах принадлежит коммунистам-большевикам. Поскольку у масс, особенно молодёжи, ещё пока нет ни знаний, ни опыта политической, хозяйственной и организационной деятельности, им необходимо помогать и сопровождать их работу дельными советами и рекомендациями. Но, это не значит, что коммунисты обязаны за людей решать их проблемы. Коммунисты РКРП (б) -КПСС могут выполнять работу консультантов-организаторов или входить в состав Совета, если они будут избраны гражданами СССР на сходах или собраниях.
4. Научиться грамотно работать с органами официальной власти и правоохранительными органами, поддерживая, с одной стороны, диалог с ними и соблюдая Конституцию РФ, а с другой не давать обманывать граждан СССР пустыми посулами и обещаниями. При этом Совет обязан обеспечить защиту как народных депутатов, так и граждан СССР. Создаваемые Советы должны отвечать всем признакам гражданского общества, что исключает возможность объявить их экстремистскими организациями.
Преимущество Советов над буржуазной властью
Советы | Буржуазная власть |
Власть большинства, власть трудящихся, эксплуатируемых в буржуазном обществе. | Власть меньшинства, власть капитала и денег, прикрывающаяся мифом «демократия для всех». |
Принцип единства властей. | Принцип разделения властей. |
Производственно-территориальный принцип организации власти. Широкое привлечение трудящихся к управлению производством. | Территориальный принцип формирования власти. Всевластие собственника предприятия вплоть до запрета профсоюзов и забастовок. |
Депутаты работают без отрыва от производства, тесно связаны с массами в трудовых коллективах, работают бесплатно. Экономически дешёвый механизм управления. | Депутаты работают в парламентах на профессиональной основе, имеют несколько оплачиваемых помощников. Дорогостоящий бюрократический и коррумпированный аппарат. |
Экономическая основа – общественная собственность на средства производства, рабочий контроль над производством, наём администрации предприятия. | Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Распределение не по труду, а по капиталу. Коммерческая тайна. Рабочие отстранены от управления производством. |
Права и свободы граждан не только провозглашаются, но и гарантированы советским государством, не зависят от количества денег и капитала. | Права и свободы провозглашены формально, но не гарантированы. У кого больше денег и капитала, тот и прав. Усиленный репрессивный аппарат, защищающий власть от народа. |
Сознательная дисциплина, отсутствие безработицы. Советское государство поощряет высокопроизводительный труд. | Дисциплина голода. Человек вынужден терпеть произвол и унижение начальства. Безработица. Жизнь в кредит. |
Привлечение трудящихся к управлению государством и обществом через Советы и общественные организации. Отзыв депутата в любое время. Депутат обязан выполнять наказы избирателей. | Отстранение трудящихся от управления делами общества. В парламентах и органах местного самоуправления отсутствуют рабочие и крестьяне. Невозможность досрочного отзыва депутата. Разрешается 1 раз в пять лет выбирать элиту из числа богачей или коррупционеров. |
Армия народная, строится на всеобщей воинской обязанности. Служба не за деньги, а почётный долг гражданина – служение социалистическому Отечеству. | Армия профессиональная, т.е. наёмная. Основной мотив – деньги. Она служит интересам капитала, а не интересам народа. |
Советская модель социальной политики: бесплатное образование и медицина, доступное жильё. Советы через общественные фонды потребления заботятся обо всех гражданах, а не только о малоимущих и инвалидах. | Рыночный характер социальных услуг, монетизация социальных льгот. Социальная поддержка оказывается адресно, т.е. только гражданам, кто по состоянию здоровья или возраста не способен обеспечить себя самостоятельно. |
Цель – формирование всесторонне развитой личности. Постепенное сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени как основы для развития личности. | Формирование аполитичного индивидуалиста, обывателя-потребителя материальных благ, жажда наживы. |
Текст доклада был озвучен на конференции Кировской областной организации РКРП(б)-КПСС на тему: «СССР — оплот мира и социальной справедливости»