Расширение списка силовых структур, которые могут проводить госзакупки в закрытом режиме, объясняется необходимостью обеспечить гостайну, пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Согласно постановлению правительства, с 1 января 2022 года в перечень федеральных органов исполнительной власти, которыми при закупках товаров, работ и услуг применяются закрытые способы определения поставщиков, вошли Росгвардия и Федеральная служба охраны (ФСО).
Ранее в список были включены только Минобороны, Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки (СВР).
Резонные соображения государственной тайны в некоторых случаях могут входить в конфликт с необходимостью контроля общества и государства за деятельностью силовиков.
Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин дал такой комментарий:
— Что касается Росгвардии, то закупки продовольствия, обмундирования засекречивать ни к чему. Сапоги, планшеты, еда — что тут секретного? Ничего. Единственное, можно вычислить численность личного состава. Но это не для кого не секрет. Только для российских граждан. А на Западе знают с точностью до человека. И не только в Росгвардии… Получается, дают возможность воровать.
Известен случай в Росгвардии, когда за злоупотребления в этой сфере виновников уволили, посадили. А если бы информация была закрыта, они, наверное, избежали бы ответственности. Скорее всего, Золотов пошел тогда к Путину и попросил: «Владимир Владимирович, сохрани меня от дальнейших расследований. Мы воровать не будет». Но там, где нет гласности, есть риск воровства.
По мнению члена Совета по правам человека при президенте РФ Игоря Каляпина, коррупционный интерес среди чиновников по-прежнему не редкость.
— Насколько я знаю, это не первая такого рода законотворческая инициатива. Уже был до этого принят закон, засекречивающий информацию, связанную с местом жительства силовиков, их автотранспорта. Они будут фотографировать миллиардные замки, где-нибудь на Рублевке, выяснять, кому они принадлежат, на какие средства были приобретены. Я совершенно точно знаю, что это вызывало наверху сильнейшее раздражение.
Поскольку речь идет о представителях правящего класса, они теперь принимают законы в своих «шкурных» интересах. Я не очень понимаю, как расследования, например, закупок капусты для Росгвардии, могут повлиять на обороноспособность страны. Тут все дело в том, что капуста закупалась по явно завышенной цене. В другой стране за такое сажают в тюрьму. А у нас чиновники сначала ничего не ответили по существу — разве что пообещали сделать из Навального «сочную отбивную», а потом приняли законодательные нормы, чтобы таких разоблачений больше не было.