7 июля ‒ день авиационной охраны леса в России. Ее история ведет свое начало с 7 июля 1931 г. ‒ в этот день с аэродрома станции Урень в Нижегородской области поднялся биплан У-2 (По-2) специально для патрулирования леса с целью обнаружения лесных пожаров. Полуторачасовой полет был частью авиационной экспедиции, общий налет которой составил 40 часов. За это время участники экспедиции обнаружили 14 лесных пожаров на территории площадью 1,5 млн га.
Используя вымпелы, они сбрасывали сообщения о пожарах в ближайшие населенные пункты, администрация которых затем передавала эту информацию в леспромхозы. Таковы скромные истоки авиалесоохраны в нашей стране…Но начало всегда начало. В дальнейшем в СССР была создана централизованная система охраны лесных массивов с огромным территориальным охватом. К 1958 г. отряды авиационной охраны осуществляли надзор над 547 млн гектаров леса в РСФСР, УССР и БССР (не считая других союзных республик).
Но все это, как говорится в прошлом, во «времена былинные». Сейчас, в наше время, положение авиационной охраны леса в РФ оставляет желать лучшего…Системы, как таковой, нет. Точнее она разрушена. Очевидное недофинсирование и пресловутая оптимизация сделали свое дело. В Центрах охраны леса не хватает леса, а зарплаты являются просто смешными.
Пример? Работники Уральского Центра авиационной охраны леса получают в месяц 14‒15 тыс. руб. Да, им положены стимулирующие за тушение пожаров, но проблема в том и заключается, что они фактически не выплачиваются. В прошлом году с помощью профсоюза (входит в «Рослеспрофсоюз») удалось добиться того, что работники Центра получили свои кровно заработанные рубли, но потом…
Потом людей посадили на голодный паек. Все попытки добиться повышения зарплаты пока ни к чему не привели, но, само собой, руки опускать нельзя. Другая проблема Уральского Центра авиационной охраны леса ‒ устаревшее, изношенное оборудование и снаряжение. В ряде случаев в этом году руководство Центра вообще его не выдавало. Впрочем, видимо, оно и не собирается.
Зачем? Пусть работники сами его покупают, если хотят. Прокуратура из-за всего вышеперечисленного катит бочку? Как-нибудь выкрутимся и дальше продолжим экономить на всем, чем только можно. Можно еще не в меру ретивого председателя профсоюза уволить, уж слишком он активно себя ведет, права работников защищает.
Это ‒ непорядок, ибо профсоюз должен быть ручным, компанейским, хотя еще лучше вообще без него обойтись. Пожары, в свою очередь, как-нибудь потушатся…В других Центрах авиационной охраны положение дел отнюдь не лучше, а если и лучше, то не намного. Безусловно, ситуацию надо менять.
Необходимы, по крайней мере, финансовые вливания, в первую очередь, из бюджета, дабы прекратить те безобразия, которые наличествуют в сфере авиационной охраны лесов (и вообще в лесном хозяйстве), пора уже, наконец, прекратить оптимизацию, необходимо полностью обновить материальные фонды Центров по авиационной охраны леса. Если же ничего не менять, то через какое-то время леса России, в принципе, некому и нечем будет охранять.
Ссылка на петицию в поддержку Дмитрия Ревуса: