Рубрики
В мире вопросы теории Ужасы капитализма

Два следствия 14 мая: ненависть к курдам и раскол между городом и деревней

14 мая 2023 г. в Турции прошли президентские и парламентские выборы. Победу на них одержал президент Р. Эрдоган и его партия AKP, однако, серьезную конкуренцию ему составил К. Кылычдароглу и его партия CHP. В целом, победу одержали крайне правые и реакционные силы, хотя левым удалось пройти в парламент, а именно курдской партии HDP. Выборы также показали глубокий раскол турецкого общества по региональному и классовому признакам, а также раскол внутри правящего класса. В статье турецкого журналиста К. Йылдырыма анализируются итоги выборов с классовой точки зрения.

Сказав, что «мировой порядок основан на несправедливости», Шопенгауэр ссылается на Спинозу и резюмирует отношения между властью и правом следующим образом:

«Чем больше власти у каждого человека, тем больше у него прав. Право каждого человека определяется его силой» (1).

Можно сказать, что это определение, принадлежащее Спинозе, есть общий закон всякой формы суверенитета, рассматривающей собственность как священную, с первой ступени, когда человечество начало жить частной собственностью или обобществлено. Процесс социализации, в котором преобладают отношения частной собственности, сделал и без того неравноправные отношения природы еще более неравными в социализированном человеческом мире. Капиталистический империализм есть глубочайшая и институционализированная форма этого социального неравенства.

Если мы скажем, что вершиной фашизма, самой тиранической и свирепой формы капиталистического империализма, является гитлеровская Германия, я думаю, мы не скажем ничего неправильного, по крайней мере, сейчас. Уравнение власти/правоты, сформулированное Спинозой, стало девизом нацизма с точки зрения политической практики.

Гитлер обратился к своим командирам в 1943 году:

«Победителя не спрашивают, говорит ли он правду. Когда начинается или ведется война, все не имеет значения, кроме победы. Пусть в ваших сердцах не будет места милосердию. Быть жестким. Восемьдесят миллионов должны получить то, что им принадлежит по праву. Их существование должно быть обеспечено. Прав тот, кто сильнее» (2).

***

Эрдоган этого не скрывал, он объявил курдскую нацию врагом и увидел свое оправдание во всевозможной тирании по отношению к курдам.

По этой причине в ночь на 14 мая, когда стали известны результаты голосования в урнах, полиция в Джизре, Ширнак, беспорядочно бросила на улицы гранаты со слезоточивым газом из полицейского участка. Режим Эрдогана, где сильные не признают даже создавший их закон и уничтожают тех, кто ими не является, 14 мая в очередной раз обновил себя.

Так что же это за сила, которая видит себя правой в любой ситуации и уничтожает все, что ею не является? Какова идейно-политическая мотивация Эрдогана?

Ее имя — турецко-исламская идеология. Политика правящего класса Турции, традиционные антикоммунистические и тюркификационные рефлексы, армянская резня 6-7 сентября, резня в Агры и Дерсиме; Эрдоган добавил рефлекс суннизации [обращения в суннитскую ветвь ислама — прим. ред.] с массовыми убийствами в Мараше и Чоруме, фашистским режимом 12 сентября и Мадымаком. На самом деле этот рефлекс был еще рефлексом османского центрального феодального государственного аппарата, который восходит к созданию турецкого буржуазного государства. Республиканская буржуазия не смирилась с этим рефлексом раньше и не поддержала его на этапе становления государства. Однако в соответствии с потребностями правящих классов, особенно с 1950-х годов, в антикоммунистической борьбе суннизация снова стала основным рефлексом государства.

Турецко-исламская идеология достигла своего пика с режимом AKP-MHP, который устранил других соперников внутри государства в период с 2008 по 2016 год.

Итоги 14 мая не следует оценивать без опоры на турецко-исламскую идеологию, которая является официальной идеологией турецких правящих классов. Сегодня невозможно ничего понять, отрицая демографическую трансформацию, и игнорируя политэкономию турецко-исламской идеологии.

Первый результат выборов; враждебность к курдам победила. В ходе избирательного процесса режим AKP-MHP построил всю свою политическую линию на враждебности по отношению к курдам. Несмотря на землетрясение и экономический кризис, турецкая общественность проголосовала за враждебное отношение к курдам. Кроме того, голоса тюрко-фашистских партий (MHP, BBP, IYIP, ZAFER, Синан Оган) увеличились до четверти от общего числа голосов.

Голоса, полученные HDP в Анатолии, — это в основном голоса алевитских масс, которые не мигрировали в большие города. Массы, оставшиеся вне этого, — это турецко-суннитские массы, превратившиеся в гомогенизированную государством общность. При внимательном рассмотрении, в Анатолии почти все голоса отданы турецко-исламистским партиям именно там, где нет алевитского или курдского населения. Анатолия долгое время находилась под властью строительной и торговой буржуазии, которая является опорой турецко-исламских партий. В деревне государственная бюрократия является защитником торговой и строительной буржуазии и представителем турецко-исламской идеологии. В этих регионах нет бунта против государства и господствующих классов, а наоборот, есть лояльность. Классовые противоречия не углубляются, потому что не развит промышленный капитал, не сформирована городская культура.

Кроме того, бедное и безземельное крестьянство Анатолии регулярно мигрировало в большие города в течение полувека. Поэтому основное население городских центров и деревень Анатолии является мелкобуржуазным по классу. К ним необходимо добавить сегменты, мигрировавшие в то время в Европу. Этот слой, уехавший за границу в качестве рабочих, постепенно превратился в зажиточный класс, владеющий собственностью на родине. Между тем, бедняки, не переехавшие в большие города, либо становились рабами провинциальной буржуазии, либо люмпенизировались под влиянием религиозно-националистической идеологии.

Хотя Эрдоган является представителем крупной буржуазии с точки зрения политического представительства, его социальной базой в культурном отношении является мелкая и средняя буржуазия Анатолии. По этой причине заявление Маркса о Бонапартах: «Бонапарты представляют династию консервативных крестьян» (3) — вполне совместимо и с Эрдоганом: правительство Эрдогана представляет консервативных торговцев, подрядчиков и крестьян.

Подводя итоги: не случайно регионами, где наиболее сильна враждебность по отношению к курдам, являются Центральная Анатолия и Причерноморье, которые превратились в однородную (турецко-суннитскую) массу.

***

Демографические изменения, классовые отношения и идеологическое господство в Анатолии также противостоят сопротивлению рабочих, борьбе женщин и ЛГБТ и требованию секуляризации в городах. Политико-культурная напряженность между городом и деревней усилилась, и затем была институционализирована.

Это второй результат выборов.

Наиболее радикальным выражением напряженности между городом и деревней стало июньское восстание 2013 года. Июнь был демократическим восстанием городских классов против исламистского фашистского режима. Если внимательно изучить референдум 2017 года и местные выборы 2019 года, можно увидеть, что режим AKP-MHP последовательно проигрывал в крупных городах.

14 мая режим AKP-MHP потерпел поражение в крупных городах. Крупные города также находятся под властью оппозиционной фракции буржуазии. В этом смысле турецкая буржуазия существует в состоянии политического двоевластия.

В то же время большие города являются самым большим пространством, где могут дышать как социалистическое движение, так и демократические движения. За исключением курдских провинций, Дерсима и районов, где преобладают алевиты, основным центром борьбы против режима AKP-MHP являются крупные и промышленно развитые города.

Кроме того: режим AKP-MHP и турецко-исламская идеология не могут доминировать в больших городах ни физически, ни идеологически-культурно.

Однако бедные и трудящиеся кварталы больших городов находятся в осаде политическими средствами турецко-исламской идеологии (мафия-тарикат-фашистские банды). Поражение исламистско-фашистского режима зависит от его поражения в этих населенных пунктах.

***

Учитывая эти два результата 14 мая, перед социалистами стоят две задачи:

Первый: турецкий народ не может быть освобожден до тех пор, пока курдский народ не будет национально освобожден. Необходимо говорить эту правду, особенно в больших городах, и вести по этому вопросу идейную борьбу в среде продвинутых рабочих. Право на национальную свободу и принцип равенства наций должны защищаться без колебаний.

Второе: и режим AKP-MHP, и буржуазная оппозиция ему являются соперничающими политическими крыльями крупной буржуазии, эксплуатирующей трудящихся. Однако противоречие между оппозиционным крылом буржуазии и трудящимися ныне имеет второстепенное значение. Главный конфликт — между исламистским фашизмом и трудящимися.

Местами углубления этого противоречия и появления революционных возможностей являются крупные города, где господствует оппозиционная фракция буржуазии. Главное в борьбе здесь — дистанцироваться от реформистского понимания, которое тащится в хвосте за буржуазной оппозицией, и строить революционность рабочего класса в местах, где массово живут турецко-суннитские рабочие. Если и произойдет революционный прорыв, то он произойдет в рабочих кварталах, и именно борьба с мафией и сектами, составляющими социальную базу государства в больших городах, создаст этот прорыв. Эта борьба в настоящее время не имеет под собой почвы в Анатолии, но ее локальные центры могут быть созданы в крупных городах.

В той мере, в какой расизм, исламизм, поклонение государству/власти умрут в сердцах рабочих, они потерпят настоящее поражение. Любой другой подход, отказывающийся терпеливо работать среди трудящихся и организовывать вместе с трудящимися борьбу против господствующих классов, приведет либо к отчаянию в попытках тащится за буржуазной оппозицией, либо нанесет прямой ущерб делу народа.

(1) Hukuk, Ahlak ve Siyaset Üzerine, Schopenhauer, Say Yayınları, sy.92, Ç: A. Aydoğan, 5. Baskı, 2018, İstanbul.

(2) Hitler İmparatorluğu, Mark Mazower, Alfa, sy. 125, Ç: Y.Alogan, 4. Baskı, 2018, İstanbul.

(3) Lois Bonaparte’ın 18 Brumaıre’i, Karl Marx, Sol Yayınları, sy. 123, Ç: S. Belli, 4. Baskı, 2007, Ankara.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *