Об антропогенном глобальном потеплении и изменении климата известно уже несколько десятилетий, но сейчас мы вступаем в решающий период, после которого последствия наших действий или их отсутствия могут иметь последствия, которые продлятся до 2100-х годов и далее.
Результаты климатических переговоров COP28 в Дубае некоторые участники отмечают как триумф. Однако очевидно, что группа капиталистических лидеров, каждый из которых заинтересован в первую очередь в заботе о прибылях своих боссов дома, не пришла достаточно быстро к соглашению, которое адекватно справлялось бы с масштабами кризиса.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) выпускает ежегодные отчеты, которые дают все более мрачные перспективы, основанные на текущих мировых траекториях в отношении множества факторов. Самое серьезное беспокойство становится все более очевидным: «Каждое приращение глобального потепления будет усиливать многочисленные и одновременные опасности».
Деятельность человека уже привела к повышению глобальной температуры на 1,1 градуса по сравнению с уровнями 1850-1900 годов. До 3,6 миллиардов человек живут в регионах или ситуациях, которые очень уязвимы к последствиям изменения климата. Для миллионов людей – в основном представителей рабочего класса и бедняков, жертв лесных пожаров, наводнений, засух и других экстремальных погодных явлений – изменение климата уже является катастрофой.
Например, опустынивание сельскохозяйственных земель, вызванное изменением климата, имеет ужасные последствия для обеспечения продовольствием миллионов людей. Журнал Economist прогнозирует, что резкий рост цен на продукты питания приведет к тому, что сотни миллионов людей столкнутся с продовольственной бедностью, при этом, по оценкам, 1,6 миллиарда человек уже не смогут получить достаточно еды.
Вместе с гневом по поводу бездействия правительства в реагировании на экстремальные погодные явления и принятии упреждающих мер по борьбе с изменением климата, а также гневом по поводу других аспектов кризиса стоимости жизни, рост цен на продовольствие или его нехватка могут спровоцировать волнения. Например, это была главная особенность, способствовавшая волнениям «арабской весны» в 2011 году.
Последствия изменения климата, вместе со всеми аспектами капиталистического кризиса, приведут к увеличению числа людей, ищущих альтернативу.
Насколько далеко от пути?
По данным Института мировых ресурсов, только один из 42 показателей, позволяющих миру ограничить повышение глобальной температуры на 2°C, находится в пределах нормы – доля электромобилей на дорогах.
Частично это связано с тем, что масштабирование производства электромобилей стало более прибыльным — основной движущей силой капиталистических инвестиций. Однако это само по себе является проблематичным, поскольку оно спровоцировало глобальную гонку между сверхдержавами за обеспечение редкоземельных элементов и металлов, таких как кобальт, литий и марганец, необходимых для их производства, чтобы захватить долю рынка.
Это приводит к увеличению добычи полезных ископаемых, что увеличивает углеродоемкость промышленности, что, как ни парадоксально, еще больше ухудшает глобальное потепление. Более того, без сопоставимого перехода глобальной инфраструктуры к производству экологически чистой энергии переход на электромобили сам по себе не будет достаточным, чтобы остановить рост выбросов углекислого газа, не говоря уже о том, чтобы обратить его вспять.
По данным Института мировых ресурсов, производство низкоуглеродной энергии достигло паритета с ископаемым топливом. Однако, чтобы ограничить рост глобальной температуры на 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, как это предусмотрено Парижским соглашением 2015 года, к 2030 году соотношение производства низкоуглеродной энергии должно составлять 7:1.
Из других 41 показателя, которые включают в себя такие вещи, как обращение вспять деградации и разрушения тропических лесов, мангровых зарослей и торфяников, поэтапный отказ от угля, декарбонизация производства стали и целый ряд других, более половины отстают от графика, а некоторые показатели даже улучшаются (неправильное направление).
Одним из примеров является рост субсидий на ископаемое топливо до рекордных 7 триллионов долларов США, что в значительной степени обусловлено огромными объемами государственных расходов, направленных на ограничение последствий кризиса стоимости жизни, вызванного ростом цен на топливо и энергию после Украинской войны.
Капиталистический конфликт
Президент России Владимир Путин, ведущий крупный мировой производитель энергии и которому грозит международный ордер на арест за вторжение в Украину, посетил ОАЭ одновременно с конференцией COP, но не вошел внутрь. Это не означает уровень международного сотрудничества, необходимого для решения глобальной проблемы изменения климата!
Несмотря на существование глобальных рынков и корпораций, капитализм сформировался и продолжает основываться на национальных государствах, каждое из которых представляет доминирующие интересы своих правящих капиталистических классов и конкурирует за доступ к ресурсам и рынкам. Война является самым резким выражением этого внутреннего конфликта. Мир также все чаще одолевают торговые войны.
Ни одно национальное государство не хочет брать на себя обязательства, которые подрывают прибыли его собственных капиталистов. США, крупнейший вкладчик в изменение климата, последовательно отказывались подписать несколько важных климатических целей, таких как Киотский протокол. Трамп отменил обязательства США по Парижским соглашениям по климату, что сделало их в значительной степени неэффективными.
Американский капитализм не хочет связывать себя целями, которые помешали бы ему противостоять растущей конкуренции со стороны Китая. Китай, имеющий гораздо меньший вес, но растущий, все больше соперничает с приходящим в упадок капитализмом США и также не спешит брать на себя масштабные обязательства, которые могли бы ограничить его огромную экономическую экспансию. Еще один крупный и развивающийся загрязнитель, Индия, пообещала стать углеродно-нейтральной, но не раньше 2070 года. COP28 проводится в богатых нефтью ОАЭ, а президент COP Султан Аль-Джабер, как сообщается, утверждает, что нет никаких научных данных, которые могли бы предложить поэтапный отказ от ископаемого топлива. единственный способ добиться изменений, предусмотренных Парижским соглашением. В настоящее время самая большая надежда МГЭИК заключается не в реализации политики, которая, как она признает, происходит слишком медленно, а в извержении супервулкана, которое даст 1-3 года передышки, поскольку выброс серы из вулканических шлейфов в атмосфера окажет охлаждающее воздействие на планету, задерживая начало безудержного глобального потепления.
Климатический курс Британии сошел с рельсов
Здесь, в Британии, мы не увидели сопротивления мировым тенденциям, поскольку консерваторы за последние 13 лет пребывания в правительстве отказались от множества зеленых политик и обязательств.
Отмена Дэвидом Кэмероном субсидий на солнечную энергию и схем энергоэффективности была лишь верхушкой айсберга, поскольку он покончил с тем, что он называл «зеленым дерьмом». Несмотря на резкие предупреждения ученых и активистов по борьбе с изменением климата, Риши Сунак недавно отказался от своего обещания запретить производство бензиновых и дизельных автомобилей до 2035 года, с дальнейшей задержкой в поэтапном отказе от котлов, работающих на ископаемом топливе, и переносом цели достижения чистого нуля к 2050 году вниз по списку приоритетов Великобритании.
Точно так же, когда Борис Джонсон был мэром Лондона, введение Борисом Джонсоном зоны сверхнизких выбросов, которая впоследствии была расширена при президенте Лейбористской партии Садике Хане. Между тем, крупнейшие загрязнители, в том числе производители автомобилей, не соответствующих требованиям, были полностью освобождены от ответственности.
Лейбористская партия под руководством Кейра Стармера поспешила отказаться от того, что, по большому счету, было относительно скромным набором зеленой политики, изложенной Джереми Корбином. Будучи преисполнена решимости попытаться продемонстрировать надежность Лейбористской партии как надежной пары рук для капитализма, теневой канцлер Рэйчел Ривз объявила еще в июне, что Лейбористская партия отложит свои планы по созданию ежегодного фонда в размере 28 миллиардов фунтов стерлингов для зеленых инвестиций и создания рабочих мест до середины следующего года.
Недавно источники, близкие к Стармеру, сообщили, что план состоял в том, чтобы полностью отказаться от зеленого инвестиционного фонда, хотя лейбористы теперь заявляют, что это единственное обещание, от которого они не откажутся. Для них проявление финансовой ответственности после серии катастрофических правительств под руководством Тори является более высоким приоритетом, чем борьба с надвигающимся климатическим кризисом.
Социалистическая программа
По мнению науки, еще есть время не только ограничить, но и избежать абсолютной климатической катастрофы. На конференции «Климат в действии 2023» среди научных консультантов было единодушное мнение, что не только снижение вреда, но даже обращение вспять нанесенного ущерба возможно, если только будет присутствовать политическая воля.
Окно очень быстро сужается, и с каждым годом, когда мы резко отклоняемся от намеченного пути, задача становится все сложнее. Но она остается преодолимой.
Что необходимо и что все чаще ищут, так это системная альтернатива. Капитализм продолжает демонстрировать, что он неспособен осуществлять изменения с той скоростью и масштабом, которые необходимы для необходимого планирования и координации. Это возможно только при социалистической трансформации общества на международном уровне.
В прошлом году только British Petroleum заработала 23 миллиарда фунтов стерлингов прибыли. Если бы командные высоты экономики, включая крупную нефть и крупную энергетику, были переданы в демократическую общественную собственность, без каких-либо компенсаций владельцам-толстякам, можно было бы запланировать ресурсы и инвестиции, чтобы положить конец зависимости от ископаемого топлива.
Аналогичным образом, массовая программа строительства экологически чистых муниципальных домов, построенных с наивысшими показателями энергоэффективности и оснащенных тепловыми насосами, не только начнет решать жилищный кризис, но и начнет решать одну треть выбросов, производимых зданиями. которые происходят в основном от отопления помещений и приготовления пищи. Доходы от аренды, поступающие в казну местных властей, а не в карманы крупных арендодателей, могли бы затем обеспечить муниципалитеты доходом для внедрения экологически безопасной схемы модернизации тепловых насосов и других экологически чистых альтернатив.
В конечном счете, поскольку прибыль является основным движущим фактором капиталистической экономики, в сочетании с обостряющимся геополитическим соперничеством, капитализм не предлагает пути вперед перед лицом нарастающей климатической катастрофы, которая разворачивается. С помощью социалистического плана производства, организованного под демократическим контролем и управлением рабочих, мы могли бы избавиться от ненужного дублирования, расточительности и перепроизводства, которые существуют в настоящее время при капитализме.
Национализация железных дорог и автобусов, а также капитальный ремонт служб, обеспечивающий их полную электрификацию и работу на возобновляемых источниках энергии, может обеспечить высококачественный, надежный, безопасный и бесплатный общественный транспорт.
Сочетание этого с расширением услуг, которые были сведены на нет из-за жесткой экономии и сокращения затрат приватизаторами, могло бы в значительной степени помочь сократить потребность в использовании бензиновых и дизельных автомобилей, не прибегая к карательным и регрессивным налогам на выбросы углерода.
Отменив субсидии промышленности ископаемого топлива и инвестируя в зеленые рабочие места, мы могли бы увидеть снижение углеродоемкости таких секторов, как сталелитейная промышленность, которая, национализированная под контролем рабочего класса, могла бы обеспечить защиту рабочих мест и, при необходимости, передача навыков для производства других социально полезных продуктов и технологий, которые могут помочь в достижении экологической устойчивости.
Стремление к фундаментальным изменениям все чаще выражается в требованиях изменения системы, которые все чаще становятся характерной чертой климатических забастовок и демонстраций в последнее время. Надвигающуюся климатическую катастрофу можно предотвратить, но это зависит от поддержки необходимой социалистической программы.