В Екатеринбурге онлайн-ритейлер попытался снизить оплату доставки одного заказа с 80 рублей до примерно 40, объяснив это тем, что “компания пытается пережить кризис”.
Однако работники справедливо рассудили, что переживать кризис вовсе необязательно засчёт рядовых и наименее защищённых сотрудников компании. Из 160 курьеров 70 подписали коллективное письмо к гендиректору, а когда их собрали вместе, чтобы обсудить проблему – прямо заявили руководству, что откажутся работать за такие деньги.
Победа, правда, оказалась временной – снижение расценок теперь планируется ввести не с июля, а с августа. Так что будем ждать продолжения истории.
Очевидно, что OZON’у ещё далеко до озверевшей конторы Wildberries. Но важно и то, как повели себя работники. Они не стали бороться в одиночку, не стали рассылать в надзорные органы унизительные челобитные, которые бесполезны сами по себе. Вместо этого они организовались почти половиной коллектива (что уже требует большой сознательности) и пригрозили отказаться работать, то есть напрямую ударить по прибыли компании. Именно такие аргументы работодатели, как правило, понимают лучше всего.
Эта история показательна ещё и тем, что свои интересы отстаивают люди, оформленные как “самозанятые”. То есть, не имеющие почти никаких прав перед фактическим работодателем. Именно это их положение позволило OZON’у без спросу снизить расценки за работу. Однако, как мы видим сейчас, и как это было 100-200 лет назад, когда все работники были бесправными в принципе, успешно защищаться можно, если вы действуете коллективно и бьёте по экономическим интересам вашего противника.
Неважно, как вы оформлены юридически. Если вы не представляете силу или не знаете, как ей воспользоваться, всеми вашими бумажками, статусами, договорами и прочим будут просто подтираться. И наоборот, если вы объединены в грозную силу, то отсутствие бумажек не будет вам помехой. Трудовые договора – и особенно коллективные – это всё равно что мирные договора по окончании военных действий. Являются всего лишь результатом борьбы, дают очень зыбкие гарантии и пересматриваются, как только одна из сторон слишком ослабевает, чтобы удерживать прежние завоевания.