Во Франции продолжается массовая мобилизация против фактически государственного переворота, устроенного президентом Макроном, который протащил ненавистный народу закон о повышении пенсионного возраста в обход нижней палаты парламента. Активное участие в борьбе на улицах принимают французские маоисты и их молодежная организация Jeunes Révolutionnaires. Мы перевели небольшую заметку из маоистской газеты La Cause du peuple о том, почему буржуазное государство перешло в наступление на народ и что с этим делать.
“Во Франции, как и в целом ряде других империалистических стран, последовательные реформы подрывают “социальные завоевания”. Иногда также называемые “социальными достижениями”, они отражают в нашем коллективном сознании все реформы, возникшие в результате борьбы рабочих в Европе в 19 и 20 веках. Пенсии, право на трудоустройство, пособия по безработице, оплачиваемый отпуск, социальное обеспечение и т.д. Во Франции очень сильна иллюзия, что эти “завоевания” принадлежат нам безоговорочно, даже если мы помним ту борьбу, которая их породила: забастовки 1936-го, 1968-го годов…
В 21 веке буржуазия больше не хочет этих реформ, и она перестраивает свое государство, чтобы избавиться от них. После Второй мировой войны она широко перераспределяла свои сверхприбыли в империалистических странах, чтобы заставить людей смириться с угнетением и эксплуатацией как дома, так и за границей. Теперь пришло время урезания бюджета, продления рабочего дня, повышения пенсионного возраста. Это логичная тактика буржуазии: она в силах вернуть то, что дала, и это ей нужно для выхода из общего кризиса. Перед собой она видит [слабое] рабочее движение, которое, паразитируя на реформизме, предпочитает тактику обороны.
Вот почему наши “социальные достижения” при капитализме неустойчивы и сейчас находятся под угрозой. Ленин писал: “Либеральная буржуазия, одной рукой давая реформы, другой рукой всегда отбирает их назад, сводит их на нет, использует их для закабаления рабочих, для разделения их на отдельные группы, для увековечения наёмного рабства трудящихся” (“Марксизм и реформизм”).
Даже в так называемых “социал-демократических гаванях” Северной Европы (Швеция, Норвегия, Дания) “государство всеобщего благосостояния” долгое время было иллюзией. Империалисты закрывают всюду шлюзы и все глубже вонзают свои когти в угнетенные страны и в нашу эксплуатацию здесь. Это признак не их силы, а их слабости: только этим они и выживают.
Так что делать? Очевидно, мы мобилизуемся, когда буржуазное правительство нападает на наши права, на наши завоевания. Это самая нормальная реакция: “Марксисты признают, в отличие от анархистов, борьбу за реформы, т. е. за такие улучшения в положении трудящихся, которые оставляют власть по-прежнему в руках господствующего класса” (там же).
Но этого недостаточно. Если мы определим, что сила буржуазии является причиной того, что они всегда могут отнять у нас наши завоевания, то недостаточно просить о выходе на пенсию в 60 лет или о SMIC [французский МРОТ] в 2000 евро*. Мы должны вырвать у них власть, осознавая, что только наша собственная сила может гарантировать подлинные прочные завоевания. Классовая борьба не поверхностна: мы должны видеть путь, ведущий к социалистической революции во Франции, через высшую форму этой борьбы.
Так называемая “альтернатива” реформистских левых, которые питаются массовыми движениями для подпитки своей “парламентской борьбы”, только тянет нас назад и лишает нас истинного освобождения: “Чем сильнее влияние реформистов на рабочих, тем бессильнее рабочие, тем зависимее они от буржуазии, тем легче буржуазии разными уловками сводить реформы на нет. Чем самостоятельнее и глубже, шире по целям рабочее движение, чем свободнее оно от узости реформизма, тем лучше удаётся рабочим закреплять и использовать отдельные улучшения” (там же).